Уважаемые посетители и экспоненты!

Выставка состоится!
Новые даты проведения: 10 - 13 ноября 2021 года
ЦВК «Экспоцентр». Павильоны 1 и «Форум».

Возврат к списку

О ситуации на рынке абразивного инструмента в России порталу мастер-форум.ru рассказывает Александр Мухин, генеральный директор АО «ИСМА» — участник выставки MITEX 2024.

Производство абразивного инструмента – одна из немногих отраслей, где российские производители конкурируют с импортом. Как обстоят дела у наших производителей? Что они могут предложить рынку? Мы обсудили эти вопросы с генеральным директором АО «ИСМА» Александром Мухиным.

«ИСМА» – один из крупных российских производителей абразивных кругов, и, пожа­луй, крупнейший, если считать по количеству брендов-партнёров. Завод специализируется в первую очередь на ОЕМ-производстве под торговыми марками заказчиков.

Как Вы в общем оцениваете состояние дел на предприятии?

Всё очень неплохо с точки зрения заказов, производственный график у нас расписан на 3-4 месяца вперёд. Но испытываем те же проблемы, что и, наверное, все российские предприятия – не хватает людей. При этом оборудования и сырья достаточно.

Рынок труда в России очень изменился. Рабочих не хватает не только на малоответ­ственных операциях, но даже на формовке. Многие жители Ивановской области ездят работать в Москву, население сокращается. Раньше Ивановская область была миллион­ником, сейчас численность населения – чуть больше 900 тысяч.

Решаем эту проблему с помощью увели­чения производительности труда. Мы поста­вили себе цель повысить её минимум втрое, чтобы один формовщик выпускал не пять тысяч кругов за смену, а не менее шестнад­цати тысяч. Для этого приобретаем новое оборудование, привлекая кредиты с господ­держкой. В частности, уже второй раз поль­зуемся поддержкой Фонда развития про­мышленности. Сейчас в Китае изготавливают по нашему заказу новую производственную линию, рассчитываем запустить её весной 2025 года. Она позволит нам увеличить объё­мы производства 125‑х кругов на треть.

В 2023 году мы обсуждали тему конку­ренции с китайскими производителями. Какова ситуация сейчас?

В прошлом году мы говорили о риске того, что китайские компании полностью захватят российский рынок. Но этого не случилось, даже какого‑то серьёзного доминирования не наблюдается. Мы приходим к такому вы­воду, анализируя собственный портфель за­казов – очень много желающих приобрести именно российский инструмент. Промыш­ленность, стройки – запрос исходит в первую очередь от этих потребителей, а к нам уже обращаются их поставщики. В основном, конечно, крупные игроки рынка, но много и относительно небольших продавцов.

Причину того, что «китайская экспансия» не сложилась, вижу в том, что они предла­гают в основном отрезные круги, а нашим потребителям нужны в т. ч. и зачистные. Их активно используют на строительстве мо­стов, дорог, в промышленном производстве. Это тяжёлый продукт и когда ты грузишь контейнер, то отрезных кругов можно на­бить много, а вот зачистные только на пол положил, а вес уже полный. В результате за­чистка становится нерентабельна из-за доро­гой логистики. Некоторые владельцы СТМ пытаются заказывать у нас только зачистку, но тут уже мы не соглашаемся. Продукция очень материалоёмкая, и не самая выгодная с точки зрения маржинальности.

Количество брендов-партнёров, для кото­рых мы выпускаем продукцию под их СТМ – несколько десятков. Часть иностранных компаний, например Norton, продолжают работать в России и размещают заказы у нас. Компания Hilti, согласно официальному за­явлению, приняла решение завершить свою деятельность в России под брендом Hilti, продав подразделения в России локальному менеджменту и сохраняя правопреемство в дальнейшем управлении компанией. После получения соответствующих госодобрений компания «Хилти Россия» станет полно­стью российской и продолжит деятельность под брендом Utech. Так вот, мы получили уведомление от российского подразделения «Хилти», что сотрудничество с ИСМА – один из их самых удачных проектов в РФ, поэтому они обязательно придут к нам для размеще­ния заказов под брендом Utech.

Растёт и прямой спрос от потребителей. Объёмы заказов по промышленным кругам для госзаказа, в том числе на вулканит, вырос­ли вдвое по отношению к июлю.

После ухода Bosch из России возник массовый запрос на шлифкруги, кото­рые для Bosch делались в Словении. Они хорошо зарекомендовали себя для обра­ботки отдельных видов сталей. Вы мо­жете изготавливать что‑то подобное?

Безусловно, можем, у нас есть отработан­ные технологии с использованием, скажем так, нестандартного сырья для производства кругов, подходящих для шлифования мар­ганцовистых сталей, чугуна и др. Сделать отдельную рецептуру под какую‑то задачу – здесь нет ничего сверхсложного. Но сейчас спроса на премиальные или узкоспециализи­рованные круги среди СТМ-партнёров нет, практически все предпочитают заказывать универсальную продукцию для широкого круга задач. В этом есть вполне ясная ры­ночная логика. Для универсальных кругов в России есть собственная сырьевая база – несколько предприятий, которые выпуска­ют электрокорунд, два предприятия делают армирующую стеклосетку, ещё два – смолы. Если же говорить о сырье для специализиро­ванных кругов, то оно будет специфичным, возможно даже импортным, зачастую здесь такое не делают. Соответственно цена сразу растёт из-за высокой стоимости не только са­мого сырья, но и доставки. В Китае сырьё сто­ит недорого, но доставка сильно увеличивает цену. Выгоднее везти готовую продукцию.

Получается, что для развития рынка специализированных абразивных инстру­ментов нужно начинать с собственного про­изводства сырьевых компонентов.

Зачистные круги чаще всего использу­ются на зачистке сварных швов. Но смо­тришь, как варят современные роботы, и понимаешь, что после них зачищать уже ничего не надо. С этой стороны дав­ления не чувствуется?

Огромное количество заказов идёт имен­но на зачистку. У нас несколько линий, ко­торые работают только под зачистку, и они постоянно загружены. Полагаю, что роботы или пока не так распространены, чтобы это сказывалось на объёмах заказов, или не при­меняются настолько массово в тех отраслях, где работают наши заказчики. Например, на строительстве мостов и эстакад, монолит­ном строительстве – там огромные объёмы потребления именно зачистных кругов.

А как дела с производством КЛТ?

Их мы выпускаем очень мало из-за нехват­ки кадров. Основной объём заказов – отрез­ные круги, люди заняты там. Кроме того, КЛТ изготавливаются только из покупного сырья, поэтому цена получается слишком высокой. Опять же, не хватает сырьевых компонен­тов российского производства, чтобы сделать круги более доступными по цене.

Основной объём заказов – это именно «эконом»?

Нет, как правило, каждый заказчик берёт две или даже три линейки, с разным уровнем качества, от экономичной до премиальной. Нередко под разными брендами, например, «Все инструменты» заказывают как более экономичную линейку, так и премиальную.

Ваш прогноз по рынку в будущем?

Россия развивается, наращивая темпы производства и строительства. Думаю, что спрос на абразивы будет только расти, а вме­сте с ним будем расти и мы. Будем работать над удовлетворением растущего спроса, в т. ч. и в части качества. Постоянно улучшаем тех­нологии и сокращаем издержки. Качество – это один из наших приоритетов. В ближай­шем будущем мы обязательно предложим нашим потребителям что-то новенькое!

Интервью подготовили Любовь БАЛАБОЛИНА и Алексей МЕСНЯНКИН

Источник: https://master-forum.ru/intervyu-aleksandra-muhina-generalnogo-direktora-ao-isma/


Возврат к списку

Подписка на новости

Наши партнеры

Стратегический партнер выставки