О ситуации на рынке абразивного инструмента в России порталу мастер-форум.ru рассказывает Александр Мухин, генеральный директор АО «ИСМА» — участник выставки MITEX 2024.
Производство абразивного инструмента – одна из немногих отраслей, где российские производители конкурируют с импортом. Как обстоят дела у наших производителей? Что они могут предложить рынку? Мы обсудили эти вопросы с генеральным директором АО «ИСМА» Александром Мухиным.
«ИСМА» – один из крупных российских производителей абразивных кругов, и, пожалуй, крупнейший, если считать по количеству брендов-партнёров. Завод специализируется в первую очередь на ОЕМ-производстве под торговыми марками заказчиков.
Как Вы в общем оцениваете состояние дел на предприятии?
Всё очень неплохо с точки зрения заказов, производственный график у нас расписан на 3-4 месяца вперёд. Но испытываем те же проблемы, что и, наверное, все российские предприятия – не хватает людей. При этом оборудования и сырья достаточно.
Рынок труда в России очень изменился. Рабочих не хватает не только на малоответственных операциях, но даже на формовке. Многие жители Ивановской области ездят работать в Москву, население сокращается. Раньше Ивановская область была миллионником, сейчас численность населения – чуть больше 900 тысяч.
Решаем эту проблему с помощью увеличения производительности труда. Мы поставили себе цель повысить её минимум втрое, чтобы один формовщик выпускал не пять тысяч кругов за смену, а не менее шестнадцати тысяч. Для этого приобретаем новое оборудование, привлекая кредиты с господдержкой. В частности, уже второй раз пользуемся поддержкой Фонда развития промышленности. Сейчас в Китае изготавливают по нашему заказу новую производственную линию, рассчитываем запустить её весной 2025 года. Она позволит нам увеличить объёмы производства 125‑х кругов на треть.
В 2023 году мы обсуждали тему конкуренции с китайскими производителями. Какова ситуация сейчас?
В прошлом году мы говорили о риске того, что китайские компании полностью захватят российский рынок. Но этого не случилось, даже какого‑то серьёзного доминирования не наблюдается. Мы приходим к такому выводу, анализируя собственный портфель заказов – очень много желающих приобрести именно российский инструмент. Промышленность, стройки – запрос исходит в первую очередь от этих потребителей, а к нам уже обращаются их поставщики. В основном, конечно, крупные игроки рынка, но много и относительно небольших продавцов.
Причину того, что «китайская экспансия» не сложилась, вижу в том, что они предлагают в основном отрезные круги, а нашим потребителям нужны в т. ч. и зачистные. Их активно используют на строительстве мостов, дорог, в промышленном производстве. Это тяжёлый продукт и когда ты грузишь контейнер, то отрезных кругов можно набить много, а вот зачистные только на пол положил, а вес уже полный. В результате зачистка становится нерентабельна из-за дорогой логистики. Некоторые владельцы СТМ пытаются заказывать у нас только зачистку, но тут уже мы не соглашаемся. Продукция очень материалоёмкая, и не самая выгодная с точки зрения маржинальности.
Количество брендов-партнёров, для которых мы выпускаем продукцию под их СТМ – несколько десятков. Часть иностранных компаний, например Norton, продолжают работать в России и размещают заказы у нас. Компания Hilti, согласно официальному заявлению, приняла решение завершить свою деятельность в России под брендом Hilti, продав подразделения в России локальному менеджменту и сохраняя правопреемство в дальнейшем управлении компанией. После получения соответствующих госодобрений компания «Хилти Россия» станет полностью российской и продолжит деятельность под брендом Utech. Так вот, мы получили уведомление от российского подразделения «Хилти», что сотрудничество с ИСМА – один из их самых удачных проектов в РФ, поэтому они обязательно придут к нам для размещения заказов под брендом Utech.
Растёт и прямой спрос от потребителей. Объёмы заказов по промышленным кругам для госзаказа, в том числе на вулканит, выросли вдвое по отношению к июлю.
После ухода Bosch из России возник массовый запрос на шлифкруги, которые для Bosch делались в Словении. Они хорошо зарекомендовали себя для обработки отдельных видов сталей. Вы можете изготавливать что‑то подобное?
Безусловно, можем, у нас есть отработанные технологии с использованием, скажем так, нестандартного сырья для производства кругов, подходящих для шлифования марганцовистых сталей, чугуна и др. Сделать отдельную рецептуру под какую‑то задачу – здесь нет ничего сверхсложного. Но сейчас спроса на премиальные или узкоспециализированные круги среди СТМ-партнёров нет, практически все предпочитают заказывать универсальную продукцию для широкого круга задач. В этом есть вполне ясная рыночная логика. Для универсальных кругов в России есть собственная сырьевая база – несколько предприятий, которые выпускают электрокорунд, два предприятия делают армирующую стеклосетку, ещё два – смолы. Если же говорить о сырье для специализированных кругов, то оно будет специфичным, возможно даже импортным, зачастую здесь такое не делают. Соответственно цена сразу растёт из-за высокой стоимости не только самого сырья, но и доставки. В Китае сырьё стоит недорого, но доставка сильно увеличивает цену. Выгоднее везти готовую продукцию.
Получается, что для развития рынка специализированных абразивных инструментов нужно начинать с собственного производства сырьевых компонентов.
Зачистные круги чаще всего используются на зачистке сварных швов. Но смотришь, как варят современные роботы, и понимаешь, что после них зачищать уже ничего не надо. С этой стороны давления не чувствуется?
Огромное количество заказов идёт именно на зачистку. У нас несколько линий, которые работают только под зачистку, и они постоянно загружены. Полагаю, что роботы или пока не так распространены, чтобы это сказывалось на объёмах заказов, или не применяются настолько массово в тех отраслях, где работают наши заказчики. Например, на строительстве мостов и эстакад, монолитном строительстве – там огромные объёмы потребления именно зачистных кругов.
А как дела с производством КЛТ?
Их мы выпускаем очень мало из-за нехватки кадров. Основной объём заказов – отрезные круги, люди заняты там. Кроме того, КЛТ изготавливаются только из покупного сырья, поэтому цена получается слишком высокой. Опять же, не хватает сырьевых компонентов российского производства, чтобы сделать круги более доступными по цене.
Основной объём заказов – это именно «эконом»?
Нет, как правило, каждый заказчик берёт две или даже три линейки, с разным уровнем качества, от экономичной до премиальной. Нередко под разными брендами, например, «Все инструменты» заказывают как более экономичную линейку, так и премиальную.
Ваш прогноз по рынку в будущем?
Россия развивается, наращивая темпы производства и строительства. Думаю, что спрос на абразивы будет только расти, а вместе с ним будем расти и мы. Будем работать над удовлетворением растущего спроса, в т. ч. и в части качества. Постоянно улучшаем технологии и сокращаем издержки. Качество – это один из наших приоритетов. В ближайшем будущем мы обязательно предложим нашим потребителям что-то новенькое!
Интервью подготовили Любовь БАЛАБОЛИНА и Алексей МЕСНЯНКИН
Источник: https://master-forum.ru/intervyu-aleksandra-muhina-generalnogo-direktora-ao-isma/